НЕ МЫТЬЕМ, ТАК... ХИМЧИСТКОЙ
Вряд ли найдется много
нормальных людей, кому доставляет удовольствие жить в захламленной и
неубранной квартире. Салон автомобиля для большинства автовладельцев –
та же квартира. И убираться в нем надо не менее регулярно. И как
минимум пару раз в год проводить капитальную уборку, особенно если
возраст автомобиля перевалил за пятилетний рубеж. В нашем случае – химчистку.
Услуга, в общем-то, не новая. Но массовой она пока не стала. Тем не
менее любой автовладелец мечтает утром сесть в чистую, благоухающую
свежестью машину, где все пластиковые и кожаные детали блестят, а
ковер, обивка дверей и сидений — без единого пятнышка. Мало кому
приятно обонять застарелую табачную вонь, запахи выхлопа и прочей
дорожной дряни, которыми неизбежно пропитывается со временем салон
практически любого автомобиля. Сильно досаждает и пыль, оседающая на
ковровом и тканевом покрытии, – порой она вредит здоровью водителей
больше, чем СО и СН!
Где пасется клиент?
Убеждать
людей в необходимости чистить «внутренности» автомобиля излишне. Надо
лишь предложить им подобную услугу по «сходной» цене. А вот с этим-то и
возникают проблемы. Средняя цена химчистки в столице достигает 3000 -
4000 рублей. Дороговизне мы обязаны тем, что используемая химия, как
правило, заграничного происхождения, в основном американского. К тому
же процедура чистки занимает много времени – не менее 4 - 6 часов.
Отсюда вывод: дешевой химчистки потребителю не видать. Впрочем, это не
особо беспокоит сервисменов, которые данным направлением занимаются.
Клиентов пока еще хватает на всех.
Открывая такое
направление автобизнеса, как химчистка, сначала задумываются о том,
есть ли подходящее помещение; расположена ли рядом автомойка;
нет ли поблизости «скопления» потенциальных клиентов? Идеальный вариант
– бокс, расположенный по соседству с мойкой, в крупном подземном гараже
какого-нибудь бизнес-центра или просто жилого комплекса.
Требования
к помещению – это отсутствие пыли и посторонних запахов плюс отличная
вентиляция и освещение. В полутьме можно запросто не заметить пятен на
обивке и сдать клиенту «недоделанную» работу. А если в ваш бокс будет
проникать копоть из соседнего сервиса (где днем и ночью прогревают для
регулировки движки), то клиент может и не успеть насладиться свежестью
только что очищенного салона. Это не мелочь – данный бизнес держится за
счет постоянных клиентов.
Очень неплохо иметь неподалеку «дружественную» автомойку. Во-первых, мойка – это поток ваших потенциальных клиентов. Знакомые мойщики
могут направлять к вам людей, интересующихся выведением пятен или
предпродажной подготовкой автомобиля. Сами мойки, как правило,
полноценной химчисткой не занимаются, делают только сухую уборку при
помощи обыкновенного пылесоса.
Серьезного опыта и
квалификации от работников автомобильной химчистки не требуется.
Главное – любовь к чистоте и соблюдение технологии. Лучший способ
удостовериться в добросовестности мастера — заглянуть к нему домой.
Ухоженная квартира, где нет пыли по углам, — верный знак того, что этот
человек умеет блюсти чистоту. Может, именно поэтому на автохимчистках
часто встречается женский персонал. Прекрасная половина человечества
всегда отличалась аккуратностью во всем, что касается чистоты и
порядка.
Допрос с пристрастием
Перейдем
к технологии. Есть два вида химчистки – влажная и сухая. Последняя
означает простую уборку салона пылесосом, не более. Собственно
химчисткой ее называют «по привычке». Коль скоро мы решили поговорить
именно о химической чистке, то остановимся на первом варианте. Он
осуществляется с применением множества химических препаратов и требует
от персонала строгого соблюдения технологии. Полный цикл включает
чистку салона, моторного отсека и обновление кондиционером пластиковых,
виниловых и кожаных частей. Начинается же влажная уборка с… подробной
беседы с клиентом. От результата «собеседования» зависит многое, а в
иных случаях и все! Ведь работу вам придется выполнять в отсутствие
владельца машины и потому нужно узнать все тонкости обращения с ней.
Подробно расспросите о том, как избежать неприятностей с сигнализацией
и блокировкой дверей. Нужно исключить ее случайное активирование. Был
случай, когда во время чистки охранное устройство срабатывало, клиент
приезжал в назначенный час и… вместо того, чтобы погрузиться в
благоухающие чистотой недра своего автомобиля, вынужден был лицезреть
растерянных чистильщиков, беспомощно слоняющихся около запертой машины
с «напомаженными» реактивами внутренностями. Узнайте, как открывается и
закрывается люк, как работает электропривод багажника, где расположены
органы управления стеклоподъемниками и каков алгоритм их работы, как
раскладывать и передвигать кресла. Важны даже незначительные на первый
взгляд мелочи. Например, пепельница. В одних моделях трудно обнаружить
ее месторасположение, а в других — надо знать, как правильно открыть,
чтобы не сломать. Иногда пепельница бывает уже сломана – это надо
обязательно проверить. Чтобы не разрядить аккумулятор, нужно знать, как
отключить лампочки, загорающиеся при открывании дверей. Выяснив все
технические подробности, попросите клиента показать те места в машине,
которые он не хотел бы подвергать чистке. Чаще всего таким «недотрогой»
становится перчаточный ящик, он же – «бардачок». Затем осмотрите
автомобиль снаружи и изнутри и составьте список всех имеющихся
повреждений, чтобы в последствии не получить неожиданную претензию.
Попросите клиента не оставлять в машине ценных вещей, даже если вы
уверены, что ничего пропасть не должно. Все оставленные вещи выньте и
сложите в пластиковый мешок.
Осторожно, потолок!
Для
производства химчистки нужен набор химических препаратов, а также
специальные щеточки, кисточки, салфетки и пылесос. Каждый из химических
препаратов предназначен для работы с конкретными видами материалов –
кожей, винилом или тканью. Они разбавляются в нужной пропорции до
появления густой и высокой пены и затем губкой наносятся на выбранную
поверхность. Затем поверхность протирают влаговпитывающей салфеткой и
«оттягивают» оставшуюся влагу пылесосом. Если загрязнение серьезное,
пену придется наносить несколько раз. Обычно хватает трех проходов, но
иногда мало и шести. О качестве судят по цвету пены. Когда после
очередного прохода она остается такой же белой, какой и была, тогда
работа считается законченной.
Начинают чистить салон с
потолка. Внимание! Эта часть салона на многих марках и моделях требует
очень осторожного обращения. Возьмем, к примеру, некоторые модели
«Вольво» и «БМВ» до 1993 года выпуска. В этих автомобилях ткань на
потолке довольно тонкая и «посажена» на поролон. Хуже того, каркас, на
котором крепится этот «слоеный пирог», сделан из картона. К чему может
привести его размокание, думается, пояснять не надо. «Бумажные» потолки
также встречаются у различных «Фиатов» и «Фольксвагенов».
В
любом случае потолочную обивку можно чистить только тогда, когда есть
стопроцентная уверенность в том, что она не расслоится и не провиснет
под воздействием очищающей пены. Это надо обязательно и достоверно
знать. Как? Такого рода информацию можно найти у тех, кто уже не первый
год занимается химчисткой и, что называется, заплатил за нее своими
кровными. Можно воспользоваться другим путем – на так называемых
«разборках» всегда найдутся ненужные им, но интересующие вас элементы
салона. Над которыми можно «поиздеваться» с применением химпрепаратов и
узнать все из первых рук. Так или иначе, но прежде чем приниматься за
чистку потолка, проверьте, не провисает ли где-нибудь ткань. Если
что-то подобное обнаруживается, то лучше потолок вовсе не трогать.
Закончив
с обивкой, переходим к люку. Его сначала чистят в открытом состоянии, а
затем в закрытом и после оставляют сохнуть чуть приоткрытым. Следом
можно чистить ремни безопасности (водительский ремень – одна из самых
грязных частей салона), стойки дверей и резиновые уплотнители. Затем
переходим к обработке передней и задней панелей. Дефлекторы отопителя и
решетки динамиков чистим кисточкой. Приборная панель должна выглядеть
безупречно, поэтому тщательно и внимательнейшим образом обработаем
каждую «складочку». Главное — не переусердствовать с водой, чтобы, не
дай Бог, не коротнуло что-нибудь в проводке, поэтому используем только
пену.
Замшу не трогать!
Ответственный
момент – чистка водительского места. Чаще всего оно бывает наиболее
загрязненным, и именно его первым проверяет клиент, когда принимает
вашу работу. Не забудьте предупредить владельца, что дополнительные
чехлы, если они есть, надо снять (их придется отнести в простую
химчистку). Если на сиденьях или каких-либо деталях обивки присутствует
замша, то трогать их не рекомендуется. Этот материал в условиях влажной
чистки, к сожалению, может повести себя непредсказуемо.
Последовательность действий по чистке сидений такова: сиденье полностью
раскладываем, подголовники снимаем. Затем чистим все, кроме задней
части спинки. Тщательнее всего проходим по стыкам и местам соединения
спинки и той части, где обычно располагается «пятая точка» седока.
Главное — не переборщить с увлажнением. Если влага проникнет до
поролона, то обязательно вытянет из него море грязи. И работа ощутимо
затянется. Это недопустимо, ведь чистке подвергается только обивка
сидений, а не их внутренности. Очень грязными обычно бывают полозья и
низ кресел.
Закончив чистку передних сидений, берем фен
(или фены) и кладем его на только что вычищенные места – начинаем
просушку. Процесс сушки долгий и может занять до полутора часов. Чтобы
не пересушить и не повредить обшивку, за феном надо постоянно
присматривать. Как только «мокрое место» высыхает, сразу же передвигаем
фен на новое. Для быстрой и равномерной просушки сидений одной машины
нужно не менее четырех фенов, в крайнем случае, можно задействовать и
пылесос, переключив его на режим обдува. Чистку задней части салона
начинают с обработки спинок передних сидений и заканчивают багажником.
Пол салона обрабатывается в самую последнюю очередь. Обойтись без
специальных химикатов практически невозможно. В отдельных «клинических»
случаях придется применять сильный пятновыводитель, а также раствор для
удаления масляных пятен, жевательной резинки, засохшей конфеты и
прочего подобного. Иногда попадаются автомобили, на которых клиенты
ездят на охоту. В таких случаях придется попотеть, очищая обивку от
пятен засохшей крови животных. Нередко бывает, что и сам хозяин не
знает о происхождении того или иного пятна. Подбирать раствор для его
очистки в этих случаях приходится опытным путем. Прежде чем
использовать в такой ситуации сильный пятновыводитель – проверьте, не
обесцвечивает ли он ткань? Очень часто бывает, что ковровое покрытие
пола покрыто въевшейся в него соляной коркой. В этом случае придется
нанести специальный растворитель, дать ему поработать минут тридцать и
только потом начинать чистить.
После чистки клиенту
обычно предлагают обновить все пластиковые и виниловые детали салона.
Обработать кондиционером можно все, кроме накладок на педали, руля и
подрулевых переключателей. После обработки остается специфическая
жирноватая и скользкая пленка, которая будет мешать процессу управления
автомобилем. Не каждый клиент соглашается на эту дополнительную услугу.
Некоторым людям очень не нравится, что после обработки кондиционером
детали начинают блестеть и давать солнечные блики. Поэтому лучше сразу
предупредить клиента о подобном побочном эффекте. Впрочем, если
владельцы заказывают химчистку не для себя, а в качестве
«предпродажки», то обычно соглашаются и на кондиционер.
Вопрос цены
Открыть
направление химчистки относительно легко. Если у вас уже есть
подходящее помещение, то остается только подобрать персонал и
обзавестись комплектом оборудования и материалов. Так называемый
стартовый пакет материалов обойдется примерно в $600. В него входят
серия очистителей, предназначенных для очистки пластика, ткани, кожи,
металлических деталей; пятновыводители, кондиционеры для винила и кожи,
а также инструмент – салфетки, щетки, кисточки. Самая распространенная
на нашем рынке — «химия» производства американской фирмы "Baf
Industries". Из оборудования вам понадобятся пылесос и фены. Нужная
модель фена сегодня на рынке стоит $40 - 50. При интенсивной работе его
хватает максимум на 1,5 года. Профессиональный пылесос — удовольствие
дорогое. Но вовсе не обязательно тратить 500 долларов и приобретать
«лучшее из лучшего». Для начала вполне подходит аппарат стоимостью
около $200 (например, немецкой фирмы Kress). Он надежно и безотказно
работает около 2 лет. Итого, первоначальные вложения в материалы и
оборудование составят в сумме около $800 - 900. Стартовый пакет
материалов рассчитан на обработку 20 - 30 автомобилей. Это при условии,
что клиент заказывает полный цикл – химчистку вместе с чисткой
моторного отсека и обновление пластиковых деталей салона. Если загрузка
сервиса полная, то ежемесячный расход “химии” потянет на $200 (в
комплект входит всего 10 видов препаратов, одной банки ценой $20
хватает на обработку 20 - 30 автомобилей).
В Москве
полная химчистка автомобиля в среднем стоит около $100. Понятно, что
чем больше машина и чем больше грязи в ней накопилось, тем дороже стоит
услуга. За пределами Москвы цены на химчистку значительно ниже — почти
в два раза. Следовательно, стартовый пакет может окупиться за 8 - 9 или
16 - 18 циклов соответственно. Себестоимость материалов для единичной
химчистки при полном цикле выходит примерно на уровне $20. Зарплату
мастера рассчитать также легко – обычно на это принято отводить 10 -
20% от цены, которую оплачивает клиент. Несложный подсчет показывает,
что прибыль с одного цикла в таком случае составляет $70 - 60 для
столичного региона и $10 - 15 для провинции. Разумеется, это без учета
расходов на аренду, электроэнергию и проч.
Как
показывает практика московских «чистильщиков», начальный пакет
материалов расходуется не меньше трех месяцев, поскольку сразу получить
полную загрузку не реально. Возможно, что в самом начале клиент будет
как бы присматриваться к новой услуге и заказывать только лишь чистку
одного сиденья. Кстати, ничто не мешает предлагать химчистку салона не
комплексом, а поштучно. Например, отдельно потолок, сиденья, пол или
багажник. Московские «чистильщики», к слову, берут за обработку одного
сиденья $6, за покрытие пола салона – $30. Стоит также учитывать, что
химчистка скорее относится к бизнесу сезонному и потому как отдельное
направление практически не встречается. Обычно она бывает дополнением к
моечному бизнесу или работает в составе комплекса. В который входят
тонирование стекол, бронирование фар, ремонт трещин, полировка кузова —
иными словами, все то, что можно назвать «косметическим сервисом».
Впрочем, никто и ничто не мешает организовать химчистку как
дополнительную услугу в рамках обычного автосервиса.
Наводить чистоту и порядок в салоне автомобиля нам помогала московская компания «АвтоМакси».
Дмитрий Леонтьев Источник: НОВОСТИ АВТОРЕМОНТА
|