Пикирующий бомбардировщик Ар-2 - Боевое применение
Серийное производство
В серии СБ-РК официально пошел с октября 1940 г .
Производственные затраты на него по сравнению с бомбардировщиков СБ
увеличились и составляли 130%. Выпуск всех типов самолетов для завода №
22 в 1940 г. выглядел следующим образом:
|
План
|
Выпуск
|
СБ |
1552
|
1811
|
Ар-2 |
339
|
63
|
Пе-2 |
50
|
-
|
Учебные кабины (СБ) |
364
|
258
|
ПС-35 |
-
|
8
|
В 1941 г. выпуск Ар-2 составил 127 экземпляров,
самолетов СБ — 68 экземпляров. Практически все эти машины изготовили в
Москве, однако осенью 1941 г. авиазавод № 22 эвакуировали в Казань,
поэтому возможно, что несколько экземпляров собрали там. Известно, что с
22 июня 1941 г. до конца года ВВС РККА получили 7 Ар-2. В 1942 г.
авиазавод № 22 в Казани не выпускал ни СБ ни Ар-2, однако произвел
текущий ремонт 112 машин обоих типов.Общее количество самолетов Ар-2,
изготовленных в 1940 - 1941 гг., согласно приведенной статистике
составило 200 экземпляров. В 1942 г. один пикирующий бомбардировщик Ар-2
использовался для испытаний двигателей М-107 мощностью 1400 л.с.
Практическое и боевое использование
Поступление самолетов Ар-2 в войсковые соединения
началось во второй половине 1940 г. Отличительной особенностью явилась
передача единичных экземпляров самолетов одновременно с обычными и
пикирующими СБ (т.е. оснащенными бомбодержателями ПБ-3). Такая практика
отслеживалась и позднее, что обусловило наличие одной-двух эскадрилий
или даже одиночных самолетов в составе скоростных бомбардировочных
полков, вооруженных СБ. В 1940 г. в войска поступило порядка полусотни
пикировщиков (еще под обозначением СБ-РК). В 1941 г., до момента
немецкого нападения, поставки составили 120 Ар-2.
Самолет Ар-2 , захваченный летом 1941 г. немецкими войсками
Таким образом, к началу боевых действий большая часть
из двухсот построенных пикировщиков Ар-2 находилась в войсках. В ВВС
Красной армии дислокация их размещения в июне 1941 г. выглядела
следующим образом:
- Ленинградский военный округ.
- 2-й сбап (скоростной бомбардировочный авиаполк) в составе 2-й
смешанной авиадивизии - 20 Ар-2 и 39 СБ на аэродроме Крестцы под
Ленинградом.
- Прибалтийский Особый военный округ.
- 46-й сбап в составе 7-й смешанной авиадивизии — 61 СБ и Ар-2 на
аэродроме Шавли. 54-й сбап в составе 54-й смешанной авиадивизии — 68 СБ и
Ар-2, 7 Пе-2 на аэродроме Вильно.
- Западный Особый военный округ.
- 13-й сбап в составе 9-й смешанной авиадивизии - 51 СБ и Ар-2 на аэродромах Россь и Борисовщизна.
- Киевский Особый военный округ.
- 33-й сбап в составе 14-й бомбардировочной дивизии — 54 СБ и Ар-2 на аэродромах Белая Церковь и Городище.
Одним из первых осенью 1940 г. получил пикирующий
бомбардировщик Ар-2 (еще под обозначением СБ-РК) 13-й сбап полковника
Ушакова (позднее полк возглавил капитан Гаврильченко, еще позднее
капитан С.Богомолов) из состава 9-й смешанной авиадивизии Западного
Особого военного округа. Согласно воспоминаний П.И.Цупко, тогда молодого
летчика, только прибывшего в полк в составе молодого пополнения из
Ворошиловградской летной школы, их сразу посадили на Ар-2 и приступили к
отработке пикирующих полетов. Полигон находился в районе Беловежской
пущи. На земле были нарисованы контуры танков, автомашин, артиллерийских
батарей и просто большие белые круги с крестами посередине. Для
тренировок использовали учебные цементные бомбы. К весне 1941 г. летчики
13-го сбап владели методом бомбометания с пикирования достаточно
уверенно.
В 1940 г. 13-й сбап базировался недалеко от границы, в
авиагородке Россь под Белостоком. С марта 1941 г. там приступили к
оборудованию взлетной полосы с твердым покрытием, поэтому полк перевели
на полевой аэродром Борисовщизна. На этот период в составе полка имелось
5 эскадрилий по 12 экипажей. В течение трех месяцев три экипажа
постоянно дежурили в состоянии повышенной боеготовности с подвешенными
бомбами. По иронии судьбы первый выходной 13-му сбап дали 22 июня. В
июне 1941 г. 13-й сбап имел на вооружении 51 самолет СБ и Ар-2.
Количество каждого типа не установлено. Согласно официальных данных
Министерства обороны СССР значились там и 5 самолетов Пе-2. Последнее
маловероятно, ибо часть экипажей полка направилась для переучивания под
Москву на Пе-2 и прибыла туда лишь 21 июня 1941 г. 22 июня 1941 г.
аэродром Борисовщизна неоднократно подвергался бомбардировке, в
результате которой большая часть самолетов была утрачена. До наступления
июля полк полностью потерял свою боевую технику и его личный состав
отправили для переучивания на Пе-2. На этих самолетах 13-й сбап начал воевать с середины июля 1941 г.
33-й сбап входящий в состав 19-й бомбардировочной
авиадивизии Киевского военного округа в июне 1941 г. базировался под
Белой Церковью. Всего в полку насчитывалось 54 самолетов СБ и Ар-2.
Согласно воспоминаний летчика полка B.C. Ефремова все машины были
серебристо-серые. Уже в первый день войны полк включился в боевую
деятельность и, не смотря на потери, действовал вполне эффективно.
Отступая вместе с войсками Красной армии 33-й сбап воевал под Воронежем,
Харьковом и Сталинградом. В мае 1942 г., когда 33-й сбап действовал в
составе Юго-Западного фронта в нем насчитывалось 10 СБ (из них два
неисправных) и 2 пикирующих бомбардировщика Ар-2. С августа 1942 г. полк
был переименован в 10-й Гвардейский бап. Полк использовал старую
технику вплоть до 1943 г., после чего был перевооружен на "Бостоны".
В начале 1941 г. самолеты Ар-2 поступили на вооружение 27 иап Московского военного округа. Ранее полк эксплуатировал истребители И-14, И-15 и И-16
в составе пяти эскадрилий. Летчики некоторых эскадрилий принимали
участие в советско-финляндской войне 1939-40 гг. К моменту
перевооружения полк базировался на Центральном аэродроме Москвы, состоял
из трех эскадрилий, его командиром являлся подполковник П.К. Демидов. В
феврале 1941 г. 2-я эскадрилья (командир И.И. Воронин) в составе 11
экипажей начала переучивание на пикирующий бомбардировщик Ар-2, при этом
основной целью ставилась отработка пикирующих полетов.
23 июня 1941 г. 2-я эскадрилья 27 иап в полном
составе вылетела на Западный фронт с целью противодействия наступлению
вражеских механизированных колонн. Базировалась на аэродроме Борисов в
Белоруссии, первый удар по немецким войскам нанесли в районе села
Вилейка. Всего эскадрилья выполнила 89 боевых вылетов, из них 41 — на
пикирование. До отвода на переформирование 15 человек летного состава
эскадрильи погибли и пропали без вести. В авиации Военно-морского флота в
июне 1941 г. насчитывалось 26 самолетов Ар-2. Из них 19 машин в составе
авиации Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), 6 - на курсах
усовершенствования (т.е. по сути в учебных подразделениях) и один
самолет в подчинении Управления ВВС ВМФ.Гидроавиация КБФ в начале войны в
основном базировалась по южному берегу Финского залива, сухопутная - в
восточной части Финского залива.
43 СБ и 18 Ар-2 73-го бап 10-й смешанной авиабригады
из состава ВВС КБФ 22 июня 1941 г. в основном базировались в Пярну.
Согласно хроники боевых действий авиации Краснознаменного Балтийского
флота даты и цели большинства боевых вылетов известны. 30 июня 73-й
бап принимал участие в атаке немецких моторизованных колонн в районе
Двинска (Даугавпилс). Как известно, советские бомбардировщики СБ и ДБ-3,
вылетающие практически без истребительного прикрытия, понесли в этот
день значительные потери. 2-я эскадрилья капитана Сыромятникова из
состава 73-го бап дважды вылетала в этот день в составе 7 — 8 Ар-2 и
выполняла боевую задачу без потерь со своей стороны. Возможно, на
стороне экипажей была элементарная удача, однако и более высокие летные
характеристики самолета сыграли свою решающую роль.
10 июля 1941 г. 5 самолетов Ар-2 73-го бап бомбили
морские транспорты в Пярну, который незадолго до этого был оставлен
войсками Красной армии.13 июля 1941 г. 11 бомбардировщиков Ар-2
участвовали в нанесении удара по немецкому морскому конвою в районе
Усть-Двинска. После захвата Риги 30 июня немецкое командование скрытно
сосредоточило большое количество морских транспортов и кораблей в портах
Либава и Виндава с задачей скорейшего перехода в Ригу. Конвою
противника в составе 42 транспортов, 8 эскадренных миноносцев, 3
сторожевых кораблей и нескольких катеров удалось незамеченным войти в
Ирбенский пролив. 12 июня немецкий конвой обнаружил советский
самолет-разведчик и командующий Балтийским флотом отдал приказ о его
уничтожении.
Удар наносился двумя группами. 1-я группа в составе 6
Ар-2 в 7.37 утра нанесла удар с пикирования по транспортам с высоты
2500 м. Вторая группа в составе 5 Ар-2 из за плохих метеоусловий
вернулась на Таллинский аэродром. В 11.00 эта группа в составе 5 Ар-2
взлетела вновь ив 11.37 с высоты 1600 м нанесла удар с пикирования по
причалам в порту Усть-Двинск.
20 июля 1941 г. 6 пикирующих СБ (возможно Ар-2)
атаковали и сообщили о потоплении у острова Кимито вражеского
эскадренного миноносца и повреждении корабля, идентифицированного как
броненосец. 23 июля 1941 г. 6 Ар-2 бомбардировали финский броненосец
в районе острова Нагу. По донесению экипажей бомбы взорвались в 15-30 м
от борта корабля. 25 июля 1941 г. 16 Ю-88 совершили налет на
аэродром Лаксберг (Таллин), на котором базировались самолеты 73-го бап.
Сгорело 2 Ар-2, 4 СБ были повреждены. 30 июля 1941 г. неустановленное количество Ар-2, И-153, МБР-2 бомбили Пярну.
13 августа 1941 г. 2 Ар -2 бомбардировали порт Пярну, согласно
донесению отмечены попадания в мост. 4 Ар-2 в этот же день
бомбардировали транспорты в Риге. Боевая деятельность 73-го бап
продолжалась до октября 1941 г. До момента отвода на переформирование
полк потерял 15 самолетов Ар-2.
Приведенные фрагменты использования самолетов Ар-2
летом 1941 г. позволяют считать, что большинство машин этого типа
потеряли в первые месяцы войны. Некоторое количество их было захвачено
на аэродромах наступающими немецкими войсками, большая часть погибла при
атаках аэродромов и при выполнении боевых заданий. Отдельные экземпляры
использовались не позднее 1942 г.
|