Бомбардировщик-штурмовик Су-4
Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4
Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2
с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик
имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были
установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов
СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась
установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным,
звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели
другие звездообразные двигатели.
Чтобы не путаться в модификациях и моторах, вы всегда
можете навести курсор мышки на изображение, чтобы прочитать
наименование самолетов данной статьи.
Незадолго до начала войны Сухой определил свое
отношение к новым двигателям. Он считал, что уже с осени 1941 года
серийное производство Су-2 можно было перевести на мотор М-89, который
создавался под руководством С.К. Туманского и затем Е.В.Урмина. Но, по
мнению Павла Осиповича, гораздо больше преимуществ в летных
характеристиках имел двигатель А.Д. Швецова М-82 - дальнейшее развитие
М-81. В качестве перспективных моторов рассматривались М-90 и АМ-37
- под них главный конструктор с февраля 1941 года начал проектировать и
строить опытные машины Су-4 (ББ-3). В отличие от Су-2 они должны были
иметь не только деревянный фюзеляж, но и деревянное крыло с
металлическими лонжеронами. Планировалось, что крупнокалиберные пулеметы
Таубина заменят ШКАСы в крыльях и на верхней турели.
Поскольку М-90 не вышел из опытной стадии, то на машине установили серийный М-82.
Консоли крыла были выполнены при тех же металлических лонжеронах с
деревянными нервюрами и фанерной обшивкой в связи нехваткой дуралюмина.
Вооружение самолета СССР
второй мировой войны Су-4 по сравнению с бомбардировщиком Су-2 было
более мощным - два крупнокалиберных пулемета БС в центроплане при тех же
двух пулеметах ШКАС у стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске.
Самолет набирал высоту 6 тысяч метров за 10,5 минут, а скорость у земли
составляла 450 км/ч. Государственные испытания самолет прошел в в апреле
1942 года. Самолет Су-4 производился серийно и воевал в Великой Отечественной войне.
Основные характеристики самолета Су-4
Тип двигателя |
1 ПД Швецов М-82 |
Мощность, л.с. |
1 х 1250 |
Длина, м |
10,79 |
Размах крыла, м |
14,30 |
Площадь крыла, кв.м |
29,00 |
Масса, кг |
|
топлива и масла |
525 |
полетная |
4620 |
Скорость, км/ч |
|
у земли |
450 |
на высоте |
486 |
посадочная |
135 |
Время набора высоты 5 км, мин. |
10,5 |
Дальность полета, км |
1000 |
Практический потолок, м |
9500 |
И все же Су-4 все же испытывался с М-90. В Интернете
есть информация, что завод № 289 изготовил крыло и комплект чертежей по
самолету Су-4 АМ-37 и передал их заводу №135 в соответствии с
ведомственным приказом от 4 марта 1941 года. В июле 1941 года, по
распоряжению НКАП, все работы по самолету были возложены на завод № 289.
В октябре 1941 года недостроенные самолеты Су-4 М-90 и
Су-4 АМ-37 эвакуировали в г. Молотов. По распоряжению НКАП летом 1942
года полностью готовый самолет Су-4 М-90 передали эвакуированному в
город Омск заводу №29 для проведения летных испытаний М-90. По сводкам
НИИ ВВС КА к 15 апреля 1943 года самолет выполнил 9 полетов с налетом 4 часа 30 минут.
По самолету Су-4 АМ-37 работы в эвакуации не проводились и в связи с
прекращением серийного выпуска самолета Су-2, перед Наркомом было
возбуждено ходатайство о снятии этого задания с плана завода.
Процесс совершенствования ближнего бомбардировщика
Су-2 не ограничивался только вышеприведенными модификациями. Были и
нереализованные проекты. В постановлении правительства от 29 июля 1939
года "О создании модифицированных и новых опытных бомбардировщиков,
штурмовиков и разведчиков в 1939 году" предписывал П.О.Сухому
"...Разработать эскизный проект одномоторного двухместного ближнего
бомбардировщика как дальнейшее развитие ББ-1 и представить в НКО в июле
1939 года..."
В.Б. Шавров также сообщает: "Кроме самолетов Су-2 у
П. О. Сухого в предвоенные годы были два истребителя, законченные и
проходившие испытания".
Очень наглядно развитие самолетов Су-2 отображено в
схеме, представленной в книге Н.Гордюкова и Д.Хазанова "Су-2 - ближний
бомбардировщик", где также присутствуют Су-4 с АМ-37 и Су-4 с М-90
(однако, в раздалах "проекты" и "опытные машины"):
Нажмите на схему для увеличения
Для справки: Летно-технические характеристики самолетов по материалам испытаний в НИИ ВВС
Характеристики |
СЗ-2 М-62 |
Номинальная мощность л.с. |
820 |
на 2-й граиице высотности, м |
4200 |
Вес пустого, кт |
2604 |
Полетный вес, кг |
3670 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
360 |
Максимальная скорость км/ч |
403 |
на 2-й границе высотности, м |
4700 |
Время набора 5000 м, мин |
16,6 |
Практический потолок, м |
7440 |
Крейсерская дальность, км |
1050 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
200 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3000 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1000 |
Длина разбега, м |
380 |
Длина пробега, м |
240 |
Посадочная скорость, км/ч |
90 |
Окончание испытаний |
апрель 1938 г.
|
|