Осторожно, потолок!
Для производства химчистки нужен набор химических препаратов, а
также специальные щеточки, кисточки, салфетки и пылесос. Каждый из
химических препаратов предназначен для работы с конкретными видами
материалов – кожей, винилом или тканью. Они разбавляются в нужной
пропорции до появления густой и высокой пены и затем губкой наносятся на
выбранную поверхность. Затем поверхность протирают влаговпитывающей
салфеткой и «оттягивают» оставшуюся влагу пылесосом. Если загрязнение
серьезное, пену придется наносить несколько раз. Обычно хватает трех
проходов, но иногда мало и шести. О качестве судят по цвету пены. Когда
после очередного прохода она остается такой же белой, какой и была,
тогда работа считается законченной.
Начинают чистить салон с потолка. Внимание! Эта часть салона на
многих марках и моделях требует очень осторожного обращения. Возьмем, к
примеру, некоторые модели «Вольво» и «БМВ» до 1993 года выпуска. В этих
автомобилях ткань на потолке довольно тонкая и «посажена» на поролон.
Хуже того, каркас, на котором крепится этот «слоеный пирог», сделан из
картона. К чему может привести его размокание, думается, пояснять не
надо. «Бумажные» потолки также встречаются у различных «Фиатов» и
«Фольксвагенов».
В любом случае потолочную обивку можно чистить только тогда,
когда есть стопроцентная уверенность в том, что она не расслоится и не
провиснет под воздействием очищающей пены. Это надо обязательно и
достоверно знать. Как? Такого рода информацию можно найти у тех, кто уже
не первый год занимается химчисткой и, что называется, заплатил за нее
своими кровными. Можно воспользоваться другим путем – на так называемых
«разборках» всегда найдутся ненужные им, но интересующие вас элементы
салона. Над которыми можно «поиздеваться» с применением химпрепаратов и
узнать все из первых рук. Так или иначе, но прежде чем приниматься за
чистку потолка, проверьте, не провисает ли где-нибудь ткань. Если что-то
подобное обнаруживается, то лучше потолок вовсе не трогать.
Закончив с обивкой, переходим к люку. Его сначала чистят в
открытом состоянии, а затем в закрытом и после оставляют сохнуть чуть
приоткрытым. Следом можно чистить ремни безопасности (водительский
ремень – одна из самых грязных частей салона), стойки дверей и резиновые
уплотнители. Затем переходим к обработке передней и задней панелей.
Дефлекторы отопителя и решетки динамиков чистим кисточкой. Приборная
панель должна выглядеть безупречно, поэтому тщательно и внимательнейшим
образом обработаем каждую «складочку». Главное — не переусердствовать с
водой, чтобы, не дай Бог, не коротнуло что-нибудь в проводке, поэтому
используем только пену.
Замшу не трогать!
Ответственный момент – чистка водительского места. Чаще всего
оно бывает наиболее загрязненным, и именно его первым проверяет клиент,
когда принимает вашу работу. Не забудьте предупредить владельца, что
дополнительные чехлы, если они есть, надо снять (их придется отнести в
простую химчистку). Если на сиденьях или каких-либо деталях обивки
присутствует замша, то трогать их не рекомендуется. Этот материал в
условиях влажной чистки, к сожалению, может повести себя непредсказуемо.
Последовательность действий по чистке сидений такова: сиденье полностью
раскладываем, подголовники снимаем. Затем чистим все, кроме задней
части спинки. Тщательнее всего проходим по стыкам и местам соединения
спинки и той части, где обычно располагается «пятая точка» седока.
Главное — не переборщить с увлажнением. Если влага проникнет до
поролона, то обязательно вытянет из него море грязи. И работа ощутимо
затянется. Это недопустимо, ведь чистке подвергается только обивка
сидений, а не их внутренности. Очень грязными обычно бывают полозья и
низ кресел.
Закончив чистку передних сидений, берем фен (или фены) и кладем
его на только что вычищенные места – начинаем просушку. Процесс сушки
долгий и может занять до полутора часов. Чтобы не пересушить и не
повредить обшивку, за феном надо постоянно присматривать. Как только
«мокрое место» высыхает, сразу же передвигаем фен на новое. Для быстрой и
равномерной просушки сидений одной машины нужно не менее четырех фенов,
в крайнем случае, можно задействовать и пылесос, переключив его на
режим обдува. Чистку задней части салона начинают с обработки спинок
передних сидений и заканчивают багажником. Пол салона обрабатывается в
самую последнюю очередь. Обойтись без специальных химикатов практически
невозможно. В отдельных «клинических» случаях придется применять сильный
пятновыводитель, а также раствор для удаления масляных пятен,
жевательной резинки, засохшей конфеты и прочего подобного. Иногда
попадаются автомобили, на которых клиенты ездят на охоту. В таких
случаях придется попотеть, очищая обивку от пятен засохшей крови
животных. Нередко бывает, что и сам хозяин не знает о происхождении того
или иного пятна. Подбирать раствор для его очистки в этих случаях
приходится опытным путем. Прежде чем использовать в такой ситуации
сильный пятновыводитель – проверьте, не обесцвечивает ли он ткань? Очень
часто бывает, что ковровое покрытие пола покрыто въевшейся в него
соляной коркой. В этом случае придется нанести специальный растворитель,
дать ему поработать минут тридцать и только потом начинать чистить.
После чистки клиенту обычно предлагают обновить все пластиковые
и виниловые детали салона. Обработать кондиционером можно все, кроме
накладок на педали, руля и подрулевых переключателей. После обработки
остается специфическая жирноватая и скользкая пленка, которая будет
мешать процессу управления автомобилем. Не каждый клиент соглашается на
эту дополнительную услугу. Некоторым людям очень не нравится, что после
обработки кондиционером детали начинают блестеть и давать солнечные
блики. Поэтому лучше сразу предупредить клиента о подобном побочном
эффекте. Впрочем, если владельцы заказывают химчистку не для себя, а в
качестве «предпродажки», то обычно соглашаются и на кондиционер.
Вопрос цены
Открыть направление химчистки относительно легко. Если у вас
уже есть подходящее помещение, то остается только подобрать персонал и
обзавестись комплектом оборудования и материалов. Так называемый
стартовый пакет материалов обойдется примерно в $600. В него входят
серия очистителей, предназначенных для очистки пластика, ткани, кожи,
металлических деталей; пятновыводители, кондиционеры для винила и кожи, а
также инструмент – салфетки, щетки, кисточки. Самая распространенная на
нашем рынке — «химия» производства американской фирмы "Baf Industries".
Из оборудования вам понадобятся пылесос и фены. Нужная модель фена
сегодня на рынке стоит $40 - 50. При интенсивной работе его хватает
максимум на 1,5 года. Профессиональный пылесос — удовольствие дорогое.
Но вовсе не обязательно тратить 500 долларов и приобретать «лучшее из
лучшего». Для начала вполне подходит аппарат стоимостью около $200
(например, немецкой фирмы Kress). Он надежно и безотказно работает около
2 лет. Итого, первоначальные вложения в материалы и оборудование
составят в сумме около $800 - 900. Стартовый пакет материалов рассчитан
на обработку 20 - 30 автомобилей. Это при условии, что клиент заказывает
полный цикл – химчистку вместе с чисткой моторного отсека и обновление
пластиковых деталей салона. Если загрузка сервиса полная, то ежемесячный
расход "химии” потянет на $200 (в комплект входит всего 10 видов
препаратов, одной банки ценой $20 хватает на обработку 20 - 30
автомобилей).
В Москве полная химчистка автомобиля в среднем стоит около
$100. Понятно, что чем больше машина и чем больше грязи в ней
накопилось, тем дороже стоит услуга. За пределами Москвы цены на
химчистку значительно ниже — почти в два раза. Следовательно, стартовый
пакет может окупиться за 8 - 9 или 16 - 18 циклов соответственно.
Себестоимость материалов для единичной химчистки при полном цикле
выходит примерно на уровне $20. Зарплату мастера рассчитать также легко –
обычно на это принято отводить 10 - 20% от цены, которую оплачивает
клиент. Несложный подсчет показывает, что прибыль с одного цикла в таком
случае составляет $70 - 60 для столичного региона и $10 - 15 для
провинции. Разумеется, это без учета расходов на аренду, электроэнергию и
проч.
Как показывает практика московских «чистильщиков», начальный
пакет материалов расходуется не меньше трех месяцев, поскольку сразу
получить полную загрузку не реально. Возможно, что в самом начале клиент
будет как бы присматриваться к новой услуге и заказывать только лишь
чистку одного сиденья. Кстати, ничто не мешает предлагать химчистку
салона не комплексом, а поштучно. Например, отдельно потолок, сиденья,
пол или багажник. Московские «чистильщики», к слову, берут за обработку
одного сиденья $6, за покрытие пола салона – $30. Стоит также учитывать,
что химчистка скорее относится к бизнесу сезонному и потому как
отдельное направление практически не встречается. Обычно она бывает
дополнением к моечному бизнесу или работает в составе комплекса. В
который входят тонирование стекол, бронирование фар, ремонт трещин,
полировка кузова — иными словами, все то, что можно назвать
«косметическим сервисом». Впрочем, никто и ничто не мешает организовать
химчистку как дополнительную услугу в рамках обычного автосервиса.
Наводить чистоту и порядок в салоне автомобиля нам помогала московская компания «АвтоМакси»
Источник: http://www.avtomoika.com/articles/technology/himiya.html |