Практические советы тем, кто вынужден передвигаться на автомобиле зимой
Управление
автомобилем зимой – действие не простое, и особенно затруднительное при
обильном снегопаде. Ко всем прочим «радостям» добавляются плохая
видимость и лёд, накатанный под слоем снега.
Для тех, кто не может в дни зимних катаклизмов оставить автомобиль на приколе, можно дать несколько советов.
В
первую очередь, нужно позаботиться о самой машине: если вы до сих пор
не поменяли шины, то лучше это всё-таки сделать – поставить зимние, а в
идеале шипованные. Тем более что в некоторых магазинах распродажи
начинаются уже после Нового года. Проверьте давление в шинах, и
накачайте колёса до параметров, указанных в инструкции к автомобилю.
Некоторые специалисты советуют его снизить, но от этой операции есть и
положительные и отрицательные последствия. При пониженном давлении
увеличивается пятно контакта, и, следовательно, сцепные свойства. Но
если предстоит движение по снегу, который ещё не успели убрать, то
ненакачанным колёсам труднее добраться до асфальта, а на нестабильном
покрытии, управление такое же нестабильное.
Позаботесь о том,
чтобы вас было видно: чем раньше ваш автомобиль заметят другие участники
движения, тем больше у них шансов совершить безопасный манёвр. Протрите
все световые приборы от грязи, включайте основной свет и
«противотуманки», и пользуйтесь поворотниками. Также нужно хорошо всё
видеть самому – проверьте количество жидкости в омывателе и её
температурные характеристики, чтобы лобовое стекло всегда оставалось
чистым. Также следите за чистотой всех остальных окон – чем лучше обзор,
тем быстрее вы заметите опасность.
Самое главное при движении во
время снегопада – соблюдение скоростного режима и дистанции. Снег и лёд
уменьшают сцепные свойства с дорогой, а это ведет к увеличению
тормозного пути и заносам. Если на какой-то полосе снег убрали, на
кокой-то нет, старайтесь ехать по поверхности с однородным покрытием.
При «штурме» сугробов (например при съезде с основной магистрали сразу
после прохождения снегоочистительной техники) – крепче держите руль –
его может «вырвать» из рук.
У заднеприводных машин на заснеженной
поверхности может наблюдаться занос задней части. Если это происходит,
руль следует повернуть в том же направлении, куда пытаются «уехать»
задние колёса, и очень аккуратно сбрасывать скорость. Перенеприводные
машины менее склонны к заносам, но у них проявляется недостаточная
поворачиваемость, то есть руль повёрнут, а автомобиль продолжает ехать
прямо. С этим можно бороться, убрав тягу с колёс: с ручной коробкой
переключения передач – выжав педаль сцепления, с «автоматом» – сбросить
«газ», но не допускать перехода на более низкую передачу. Полноприводные
автомобили более стабильны в движении, но при замедлении у них
проявляются те или иные проблемы.
Не делайте резких движений ни
рулём, ни педалями. И тормозить и разгоняться нужно плавно. Любое резкое
нажатие или отпускание педали может спровоцировать занос и потерю
контроля над машиной. Если у вашего автомобиля нет ABS, то при
торможении на скользкой поверхности, делайте это одновременно и педалью
тормоза, и двигателем (понижая передачу) – тем самым, достигается
наиболее плавное замедление автомобиля. При этом делайте это небольшими
«порциями», ни в коем случае нельзя тормозить «в пол». Такое действие,
скорее всего, не поможет избежать столкновения, но и пустит машину в
занос, что приведёт к более серьезным последствиям. Если машина
оборудована ABS, то нужно просто тормозить – при этом сохраняется
управляемость, но работа системы скорее всего увеличит тормозной путь.
Ещё
один момент – при долгом движении по прямой, под колёсные арки
набивается снег и во время поворота, он может мешать: шины упруться в
корку. В такой ситуации можно не вписаться по заложенной траектории.
Заранее сбрасывайте скорость до минимальной, чтобы у вас была
возможность остановиться.
Внимательно следите за ситуацией вокруг
вас и просчитывайте на два шага вперёд. На подъёмах тяжёлые машины
могут начать буксовать, особенно на уже накатанных участках, а при
потере контакта откатываться назад – поэтому увеличьте дистанцию. На
спусках же наоборот – тяжёлый прицеп может понести, и водителю нужно
будет ускориться, – постарайтесь дать ему такую возможность. Обращайте
внимание на выезды из дворов или второстепенных магистралей: при
преодолении снежных отвалов, водители могут «пробивать» сугроб и
вылетать на основную дорогу.
Будьте аккуратнее на пешеходных
переходах. Люди, не ездящие на машинах, не предполагают насколько
меняются возможности управления в снежную погоду, и ведут себя как при
обычных условиях, оправдывая свои действия тем, что «вам в машинах тепло
и сухо, а мне домой побыстрее хочется попасть». А иногда они из-за
снега просто не видят автомобиль. Будьте особенно аккуратны на белых
полосах «зебры» – вещество, из которого она сделана очень скользкое.
Для
лучшего понимания поведения автомобиля на скользких поверхностях,
проведите тренировку – на открытой площадке (например, на парковках у
супермаркетов ночью бывает свободно) попробуйте свои возможности в
управлении машиной.
Несколько разгонов, торможений и поворотов помогут понять принцип
движения, склонность автомобиля к заносу (в какую сторону) и
зафиксировать последовательность действий для их применения в нештатных
ситуациях.
ГИБДД Москвы просит водителей быть предельно
внимательными, соблюдать безопасную дистанцию и скоростной режим,
избегать резкого торможения. При движении использовать внешние световые
приборы, строго выполнять предписания дорожных знаков, требования и
указания сотрудников дорожно-патрульной службы.
Особое внимание
водителям следует обращать на движение по эстакадам, мостам и
путепроводам, поскольку именно в этих местах наиболее вероятно
возникновение гололеда.
Помимо этого столичная Госавтоинспекция
обращает внимание водителей на неукоснительное соблюдение правил
остановки и стоянки транспорта в целях обеспечения бесперебойной работы
коммунальных служб.
|