ПРОЦЕНТЫ И ЦЕНЫ
Помнится, в школе изучали такой предмет – социально-экономическая
география. Там, среди прочего, говорили про влияние географического
положения на экономику страны. Признано, что оно влияет, и еще как.
Перечесть хотя бы, сколько кровопролитных войн случилось из-за выходов
к морю... Странное лирическое отступление, не так ли? Однако
неожиданным оно кажется только на первый взгляд. Достаточно провести
кое-какие параллели. Скажем, задуматься о том, как «география»
автомойки определяет ее экономическое положение, а попросту говоря -
доходы. Местоположение вашей мойки может оказаться залогом ее
процветания. А может наоборот - обречь ее на прозябание. Известно же,
что бывают места «рыбные», а бывают - «нерыбные». Этот очевидный факт
следует принять во внимание, прежде чем лелеять мечты о будущей
прибыли. Это к примеру. Дальше – больше. Организуя свое дело, человек в
первую очередь рассчитывает на его окупаемость. Как реально оценить
размеры предполагаемых доходов и из чего следует при этом исходить? На
что стоит рассчитывать и на что – не стоит? Заняться такой аналитикой
оказалось довольно интересно.
Когда, откуда и в каком количестве берется клиент на автомойке,
и что он при этом заказывает, - зависит от нескольких причин. Одна из
них, как мы уже сказали, - расположение моечного предприятия. Другая –
ее специфика: ручная мойка, автоматическая мойка, и так далее. Третья -
список предоставляемых услуг, качества и быстрота их выполнения, - и навыки мойщиков, которые эти услуги выполняют. Причем навыки не только чисто профессиональные. О чем речь – поясню ниже.
Все, даже те, кто далек от автомоечного бизнеса,
более или менее представляют себе, что автомойка должна стоять в неком
КЛЮЧЕВОМ месте. Тогда прибыль ей обеспечена. Однако особенности
расположения мойки - штука хитрая, и нужно уметь ею воспользоваться.
Скажем, вы всерьез рассчитываете сделать одной из статей своего дохода дополнительные услуги:
мойку поликов, уборку салона, чистку дисков и т.д. Вот результаты
простого наблюдения: на мойках, расположенных в центре Москвы, клиенты
заказывают дополнительные услуги чаще. С чем это связано? Если мойка
расположена при въезде в город, клиент обычно посещает ее по дороге на
работу. Дополнительные услуги в это время ему ни к чему: скорее помыть
машину, да на работу не опоздать. Зато у такого местоположения есть и
другая сторона. На обратном пути, - по дороге домой, когда рабочий день
окончен, - клиент, скорее всего, задержится подольше: может и чистку
салона заказать. Поэтому и дополнительные услуги на окраинах города
чаще заказываются во второй половине дня.
Не ошибусь, если скажу, что на ручной мойке дополнительные услуги
заказывают чаще, чем на автоматической. «Автомат» - это, прежде всего,
скорость обслуживания. Даже такую, казалось бы, обычную услугу, как
мойка ковриков, на автоматической мойке клиенты заказывают гораздо
реже. Мойка - «автомат» экономит время, - тем и хороша.
Разнообразить перечень услуг никогда не мешает. Во-первых, все новое
вызывает не только вполне естественное недоверие, но и любопытство.
Во-вторых, стоит завести у себя кое-какие недорогие услуги – и клиент,
как говорится, потянется. Если по мелочи, с пользой и почти бесплатно –
это необременительно и приятно. Психология потребителя – вещь вполне
конкретная. Когда человек подходит за покупкой к торговой палатке, где
продается всякая полезная мелочь, он обязательно приобретет еще
что-нибудь, чего приобретать не собирался. Кто с этим поспорит? На
мойке – примерно та же ситуация. Увидев в прайс-листе автомойки
несколько полезных «мелочей» за небольшую цену, клиент с большой долей
вероятности польстится на какую-либо из них.
Давайте буквально «на глаз» прикинем, как распределяется доля услуг,
заказываемых на автомойке. Экспозиция такая: ручная мойка, центр
Москвы. Получим примерно следующее: - Мойка кузова – базовая услуга, а потому – и самая массовая. 99% клиентов. Мойка ковриков иногда идет к ней в нагрузку.
- Мойка ковриков (отдельно) - 80-95%%.
- Ополаскивание.
В сухую погоду клиент, желающий ополоснуть машину, может и неделю не
появляться. В дождливую - выручка от этой услуги может составить вплоть
до 30%.
- Пылесос салона (отдельно) - 20% клиентов.
- Уборка салона - ее заказывают около 15% клиентов.
- Мойка стекол - как отдельная услуга, востребована примерно 5% клиентов.
- Протирка пластика (отдельно) – 5% клиентов.
- Чистка багажника - 2-5% клиентов.
- Чистка дисков - заказывается редко, что зависит, как ни странно,…от мойщиков. Об этом - ниже.
- Полировка кузова (ручная) - полторы "штуки" в день.
- Мойка двигателя - 2% клиентов. Весною этот процент слегка увеличивается.
- Снятие "антикора" (антикоррозийной смазки) - заказ редкий, но случается.
- Удаление битумных пятен - см. "антикор".
- "Антидождь" - услуга нужная, хотя не слишком распространенная. Клиенты иногда спрашивают.
- Заливка
"незамерзайки". В холодное время года эта услуга пользуется бешеной
популярностью. Зимой "незамерзайку" можно продавать хоть вагонами и
цистернами. Ее покупают не только клиенты, но и проезжающие мимо.
- Подкачка шин - выручка от нее скорее символическая. На
большинстве моек это вообще делается бесплатно (но почему бы ни брать 5
рублей за колесо?)
- Продувка замков - стопроцентно бесплатна.
- Химчистка - одна-три в неделю. Зимою - очень редкое явление. Летом иногда заказывают.
Слово "отдельно" не случайно присутствует в названии некоторых
услуг. Уборка салона, например, обычно подразумевает целый комплекс,
куда входят: пылесос салона, мойка стекол, протирка пластика. А мойка
ковриков частенько "докидывается" к мойке кузова, и в прайсе они
считаются вместе. Понятно, что в этих случаях и процент клиентов
другой, и доля прибыли несколько иная.
Один фактор, который весьма важен, нередко остается "за кадром". А,
между тем, уровень прибыли не в последнюю очередь зависит вот от чего.
Мойщик должен быть не только мастером своего дела, но еще и в какой-то
мере психологом. Работа с людьми, то бишь, - с клиентами, обязывает.
Главное для мойщика, как и для любого работника сферы услуг, - грамотно
сыграть на особенностях потребительского сознания.
Берем следующие дополнительные услуги: пылесос салона, чистка
дисков, коврики. Если мойщик ненавязчиво предложит клиенту
пропылесосить салон в машине, то согласится четверть из тех, кто делать
этого не собирался. О чистке дисков многие вообще не подозревают! Если
корректно предложить ее тем, у кого диски видывали лучшие времена, то
согласится 25-30%. Наконец, коврики помоют как минимум 40% из тех, кому
это вроде бы вообще было не нужно.
Короче говоря, мойщику есть куда приложить свои маркетинговые таланты. Недаром на главной странице сайта значится - "Искусство, возведенное в ранг науки".
Игорь Андреев
|